Уникальный эксперимент на станции РЖД Осельки – ремонт лестницы по тверской технологии. Эксперимент удался!

Климат Санкт-Петербурга и Ленинградской области нельзя назвать мягким, и последняя зима это доказала. Она стала настоящим испытанием для жителей региона и особенно для сотрудников коммунальных служб. Аномальные атмосферные осадки, побившие все рекорды, постоянные перепады температур и сильный ветер – все это ощутили на себе местные жители. Несмотря на бушующую стихию, жизнь в регионе продолжалась –люди ходили на работу, водили, по возможности, детей в детские сады и школы. К сожалению, такие походы часто заканчивались в травмпункте, куда люди нередко попадали с травмами разной степени тяжести. Причиной всему скользкие поверхности, превратившиеся в ледяной каток, а особенно опасными в эти непростые дни стали уличные лестницы, многие из которых давно требовали ремонта.

Лестница на платформе до ремонта

Уличная лестница на платформе до ремонта

Почему уличные лестницы разрушаются

Большинство российских лестниц сегодня представляют реальную опасность для здоровья и даже жизни людей. И чаще всего это происходит не потому, что при их монтаже строителями были допущены фатальные ошибки, просто для облицовки ступенчатых конструкций был выбран не тот материал, хотя на момент монтажа большинства лестниц лучшей альтернативы не было. Стандартно для этих целей использовались классические облицовочные изделия: керамическая и тротуарная плитка, конкуренцию которым составили такие современные материалы, как клинкер и керамогранит. Но, как показывает практика, даже они не изменили ситуацию. А причина кроется не в качестве этих материалов, имеющих, к слову, неплохие эксплуатационные характеристики, а в самой технологии отделки лестничных маршей.

Облицовка любых лестниц плиткой производится по классической технологии с раздельным нанесением элементов покрытия на проступи и подступенки. Так делали всегда, даже не задумываясь о том, к чему приводят образующиеся в этом случае продольные швы. Даже при самом качественном исполнении, вода рано или поздно начинает проникать внутрь изделия. Расширяясь и сужаясь под действием температурных скачков, она разрушает покрытие изнутри. А начинается все обычно именно с места изгиба ступени, где соединяются элементы покрытия проступи и подступенка. Не стоит забывать также о механических нагрузках, а они в этом проблемном месте максимальные. Итог – разрушение покрытия, а часто и самого основания, что означает сложности передвижения по лестницам, особенно в непогоду.

С такой же проблемой долгое время сталкивались жители станции РЖД Осельки, вынужденные передвигаться по полуразрушенным ступеням. Но местные власти нашли оригинальный выход из этой непростой ситуации. Лучше позже, чем никогда, как говорит народная мудрость. Теперь лестница на платформе стала местной достопримечательностью и свидетельством того, что в жизни всегда есть место для эксперимента.

Экспериментальный ремонт бетонной лестницы на станции РЖД Осельки

Примерно 13 лет назад руководство тверской компании «Инноформа» поставило технологам предприятия задачу разработать технологию облицовки лестниц, отличную от всех методик, используемых ранее. И это им удалось, о чем говорит популярность технологии C3, с которой уже успели познакомиться жители многих регионов России. Лестницы, облицованные по этой инновационной технологии можно сегодня найти в Якутии, ЯНАО, Мурманске, Республике Коми, в Иркутской области и других регионах, порой с непростыми климатическими условиями.

Глядя на географию распространения этой методики, жители СПб и Ленинградской области могут задаться простым вопросом: почему на Севере и в Сибири, удаленных от Твери, С3-лестницы устанавливают массово, а в Питере и пригородах такой практики нет, а ведь до Твери отсюда «рукой подать». Интересует людей также вопрос относительно целесообразности такой облицовки, которая для многих все еще «кот в мешке». Пока одни думают и задаются вопросами, другие действуют. Не стали долго думать, в частности, руководители станции РЖД Осельки. В качестве эксперимента они выполнили ремонт бетонной лестницы на платформе по технологии C3, о чем сегодня могут говорить с гордостью. Лестница выдержала экстремальные погодные условия, при этом даже во время заморозков и интенсивных осадков люди передвигались по ней, не переживая за свое здоровье.

Лестница на станции РЖД Осельки после ремонта

Уличная лестница на станции РЖД Осельки после ремонта

Нескользкая поверхность и другие достоинства C3 технологии

Передвижение по наклонной поверхности лестничного марша даже при нормальных погодных условиях – это для многих настоящее испытание, а что говорить, если передвигаться приходится по скользкой плитке, да еще не обработанной средствами от обледенения. Но их использование, как и монтаж разного рода антискользящих накладок, скотчей и других приспособлений, не требуется в случае с C3-лестницами. Чтобы понять, почему, достаточно посмотреть на поверхность с рельефным рисунком. Выполненный конусообразно, он представляет собой выступающие элементы, идеально держащие подошву обуви, причем не только на проступи, но даже в самом проблемном месте – на углах сочленения. А ведь именно на углах ступенек чаще скользит нога, но только не в случае с C3 технологией. Что еще важно: на станции Осельки использовали облицовочные изделия с рисунком «волна», отличающимся способность самостоятельно выталкивать лед наружу. Его теперь не надо сбивать, тратя время и разрушая покрытие лестницы.

Нескользкая лестница на станции РЖД Осельки после ремонта

Нескользкая поверхность уличной лестницы на станции РЖД Осельки после ремонта

Отдельного внимания заслуживает конструкция облицовочных изделий – накладок на ступени, имеющих Г-образную форму и отличающихся от конкурентов монолитностью проступи и подступенка. Благодаря этому ноу-хау производителя вода не проникает в месте изгиба, так как шва здесь попросту нет. К тому же в месте сочленения конструкция усилена, что позволяет выдерживать серьезные механические нагрузки. Накладки, к тому же, имеют большой размер 1210х380х190 мм, что позволяет уменьшить количество стыков между соседними элементами отделки и стенами. Привлекательными в этом отношении являются и другие изделия – облицовочные плиты C3, используемые для покрытия ровных поверхностей, как горизонтальных, так и вертикальных. Благодаря размеру 600х600 мм одно такое изделие покрывает треть «квадрата» площади.

Лестница на станции РЖД Осельки. Монолитные накладки на ступени

Нескользкая поверхность уличной лестницы на станции РЖД Осельки. Монолитные накладки на ступени

Нельзя оставить без внимания и такой важный момент, как неприлично высокая марочная прочность изделий М1200, чем может похвастать, разве что, прочный от природы гранит. Достигается это за счет состава формовочной смеси, а это композит, на 70-80% состоящий из крошки габбро диабаз, такой же прочной, как гранитная крошка, но не выделяющей радиации, чем «грешит» горная порода. Благодаря такой прочности и минимальному количеству швов существенно увеличивается срок службы покрытия. Такие лестницы без ремонта способны прослужить не 16 лет, согласно документации, а 20-30 лет, и это далеко не предел. Так может настало время от экспериментов в виде одной лестницы на станции Осельки переходить к массовой установке C3-лесниц, как это давно делают в Твери, Москве, МО и других регионах? Или нужны еще какие-то подтверждения того, что на сегодняшний день лучшей альтернативы для облицовки лестниц нет?

В качестве подтверждения наших слов предлагаем посмотреть, как изменилось состояние лестницы, облицованной по этой уникальной методике, спустя 7 лет эксплуатации, причем не в самых благоприятных условиях: