Монтаж бетонных пандусов для инвалидов. Теперь антискользящие

Рядом с людьми, не имеющими серьезных проблем со здоровьем, проживает немало инвалидов, в том числе тех, кто имеет сложности с передвижением. Для них обыденное для нас посещение магазина превращается в очередное испытание, особенно если при строительстве их интересы не были учтены. К счастью, российские власти обратили внимание на колясочников, разработав программу «Доступная среда», в рамках реализации которой производится монтаж бетонных пандусов для инвалидов, другие приспособления, способные сделать жизнь людей, имеющих ограниченные физические возможности, более комфортной.

Где устанавливают пандусы и с какой целью

Еще некоторое время инвалидный пандус, облегчающий также передвижение родителей с колясками, можно было увидеть преимущественно на входе в медицинские и некоторые учреждения. Инвалиды испытывали немалые сложности, и часто без посторонней помощи не могли попасть даже в подъезд своего дома. Изделий, облегчающих им жизнь, не было возле магазинов и других заведений, но сейчас ситуация изменилась, а колясочники вздохнули с облегчением. Пандусы, компенсирующие перепад высот между землей и крыльцом здания, появляются повсеместно, с ним проблем у маломобильных граждан и мам с колясками стало намного меньше.

Требования к пандусам

По сути, пандус – это дублер лестничного марша, а предназначен он для передвижения легких колесных средств. Конструкция располагается под уклоном, поэтому большое внимание должно уделяться вопросу безопасности. Понимая всю серьезность вопроса, проектировщики и монтажники делают все, чтобы передвижение людей было безопасным и не доставляло особых хлопот. Поэтому этот элемент крыльца устанавливается согласно требованиям ГОСТ и других нормативных актов, а учитывать приходится:

  • угол наклона, а конструкция пандуса, если позволяет площадь, должна быть максимально пологой и не превышать 10 градусов, хотя в некоторых случаях этот показатель выше;
  • ровность поверхности, а она не должна иметь щелей и других препятствий, усложняющих движение, и лучше, чтобы это был монолитный пандус из бетона;
  • атмосферные осадки и постоянные перепады температур – чтобы этого избежать бетонная поверхность должна иметь дополнительную защиту.
  • наличие противоскользящих свойств, ведь подняться по пандусу после дождя или по скользкой поверхности зимой сложно, а часто и невозможно.

Несмотря на общие требования к пандусам, согласно нормам СНиП 35–01–2001, каждая конструкция имеет свои отличительные особенности. Как и в случае с бетонными лестницами, пандусы могут полностью опираться на грунт, иметь опору в виде несущей стены, но лучшим решением вопроса является устройство монолитного пандуса из бетона.

Пандусы из бетона для инвалидов

Пандусы из бетона для инвалидов

Пандусы из бетона для инвалидов

Варианты конструкции и расчет пандуса

Еще на этапе проектирования крыльца входной группы здания необходимо побеспокоиться об устройстве пандуса, а их конструкционные особенности расписаны в СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Его конструкция зависит, прежде всего, от расстояния до поверхности крыльца. Если угол подъема получается слишком большой, необходимо побеспокоиться об устройстве промежуточных площадок. Соответственно, длина площадки суммируется к размерам конструкции в целом.

В зависимости от высоты крыльца могут быть установлены одно- двухмаршевые и конструкции с большим количеством промежуточных элементов. При этом важно, чтобы высота подъема одного марша, согласно требованиям СНиП, не превышала 8 метров, при этом длина подъемной части не должны быть более 9 метров в длину. Ровные площадки должны быть оборудованы перед заездом на пандус и после подъема (не считая промежуточных площадок).

Важно, чтобы после окончания подъема колясочникам не мешали другие препятствия в виде дверей, перегородок и других конструкций. Ширина пандуса не должна быть менее 180 см с обязательным устройством ограждения посредине. Предусмотрены также конструкции с отдельными заездом и спуском. Пандусы могут иметь ровную и криволинейную конструкцию.

Требования к безопасности

Ограждения – важный аспект устройства бетонных пандусов и одно из требований норм безопасности. Наличие перил является обязательным условием, а если высота конструкции превышает 150 см, предполагается возведение двухуровневых перил. Нижний ряд необходимо располагать на высоте 60 см, а верхний на высоте 80 см, при этом они с обеих сторон должны выступать примерно на 30 см и загибаться при этом, а в случае с двухуровневыми перилами их часто соединяют в единую конструкцию.

Длина площадок также должна быть комфортной, а на ней без проблем должна поместиться коляска. Согласно нормативным требованиям, глубина конструкций должна составлять 150 см, что соответствует ширине двух пандусов. Во избежание соскальзывания коляски, по краям площадки монтируют кромку высотой 5 сантиметров.

Особенности монтажа инвалидных пандусов

Последовательность монтажа инвалидных пандусов напоминает установку бетонного основания лестницы. На первом этапе производятся тщательные замеры, а в первую очередь необходимо выдержать ширину изделия. Если пандус примыкает к стене, выкладывается только одна опорная стенка из кирпича, если он находится на удалении от здания, понадобится кладка двух опорных стенок.

После укладки кирпича стоит выдержать 21 день, после чего можно переходить к устройству монолитной конструкции железобетонного пандуса. После укладки гидроизоляционного слоя приступаем засыпке песком и трамбовке. Слой засыпки накрываем полиэтиленом (в идеале геотекстилем) и приступаем к армированию, при этом расстояние от поверхности до нижней горизонтальной арматуры не должно быть менее 50 см. Не надо забывать также о заходе в конструкции стены. Делаем опалубку, устанавливаем отбортовку и щиты, поджимаемые снаружи. Осталось залить и выровнять бетон, а делать это надо по направлению снизу вверх. Демонтировать опалубку можно уже на следующий день, а перед устройством ограждений и облицовкой придется подождать 4 недели - до полного высыхания конструкции.

Особенности облицовки бетонных пандусов

Специалисты не перестают повторять, что главными условиями комфортного движения по пандусу является угол наклона, не превышающий 10 градусов, и нескользящая облицовка. От покрытия наклонной конструкции безопасность зависит не меньше, чем от правильно смонтированной опорной конструкции. Затруднительным будет передвижение по глянцевым керамическим плиткам и другим скользким поверхностям и особенно зимой.

Сделать конструкцию не сколькой можно, используя различные накладки из резины и алюминия, противоскользящие скотчи и прочие изделия. Они защищают конструкции, но на незначительное время, после чего приходится изобретать снова. Лучшим же решением на сегодняшний день является технология облицовки бетонных лестниц C3, о которой следует рассказать подробней.

Почему выбирают C3-лестницы

Если говорить о преимуществах изделий, изготовленных по технологии C3, то в первую очередь, раз мы говорим об инвалидах и мамах с детьми, стоит остановиться на антискользящих свойствах облицовочных плит. Они имеют рельефный рисунок («волна», «габбро» и другие), препятствующий скольжению при любой погоде и это не просто слова. В том, что C3-лестницы не скользят, убедились уже сотни клиентов, а на представленных фото видно, что площадки за счет присутствия рисунка выглядят неповторимо.

Пандусы из бетона для инвалидов

Пандусы из бетона для инвалидов

Пандусы из бетона для инвалидов

Остановиться также хотелось бы на высоких прочностных характеристиках, а марочная прочность изделий, изготовленных по этой инновационной технологии, М1200 сравнима разве что с гранитом. Покрытие пандуса. К тому же, не будет пропускать воду (за счет обработки швов эпоксидной затиркой и покрытия водоотталкивающим гидрофобизатором). Изделия имеют хорошую морозостойкость и способны выдержать 500 циклов замораживания/размораживания и более.

Возвращаясь к вопросу безопасности, стоит отметить, что показатель противоскольжения C3 пандусов R13, а это означает, что инвалиды могут без проблем подниматься под углом 35 градусов, причем даже после дождя и во время мороза. И это далеко не все преимущества технологии, о которой более подробно написано здесь: https://www.c3.ru/about/. О преимуществах технологии C3 в коротком видео: